От 1 года до 3 лет

Особенности развития ребенка 1 — 3 лет

Особенности развития ребенка 1 - 3 лет

Содержание статьи

    скрыть содержимое

    В возрасте от года до трех лет малыш развивается по следующей схеме:

    • первый этап. От года до полутора лет — в этом возрасте малыш начинает ходить, становится самостоятельнее, исследует все вокруг, начинает говорить.
    • второй этап. От полутора до двух лет — ребенок проявляет характер, совершенствует приобретенные им ранее навыки.
    • третий этап. От двух до трех лет — в этом возрасте малыш наиболее активно развивается умственно.

    Игрушки. Вашему малышу исполнился годик. Он становится все активнее и любознательнее, ему хочется исследовать все вокруг, он сует свой нос в каждый угол. Это очень важный период в жизни вашего ребенка. Он должен понять, как все вокруг устроено, а иначе как же он дальше будет развиваться. Он по иному начинает есть, двигаться. Теперь он может говорить нет словами или движениями. Вы балуете его, покупаете много игрушек, — пусть малыш радуется. Помимо покупки игрушек, необходимо еще и научить ребенка с ними играть. И не стоит давать ребенку сразу все игрушки. В этом случае внимание ребенка будет рассеяно, он быстро потеряет к ним интерес.  Принеся домой новую игрушку, посидите с малышом рядом, поиграйте с нм вместе, объясните ему, как надо  управляться именно с этой игрушкой, какие у нее функции и отличительные качества. Ребенок научится вас слушать, научится понимать, что игрушки бывают самыми разными. И покупайте своему малышу игрушки, соответствующие его возрасту.

    К двум годам ребенка нужно приучать к труду, к опрятности. Можно начать с игрушек, пускай малыш убирает за собой игрушки, аккуратно складывать их по местам, то же самое может делать и со своей одеждой. Прежде всего, старайтесь увлечь ребенка, ведь банальную уборку игрушек можно сделать интересной.

    В возрасте 2-2,5 лет ребенок может часами собирать конструктор. Вы должны ему помогать, собирайте вместе с ним домики и мостики, а потом просите, чтобы малыш сделал это сам. К этому же возрасту возрастает интерес к карандашам и ручкам. Ребенку хочется взять карандаш в руки  и что-нибудь нарисовать. Конечно, у малыша получаются каракули, но вы все равно его хвалите, и в свою очередь помогите ему. Сядьте рядом, нарисуйте что-нибудь простое – домик, яблоко, и параллельно сопровождайте ваше рисование коротким рассказом. Ребенок все схватывает на лету, он будет пытаться повторить нарисованное вами. К трем годам ребенок уже сможет лепить. Купите ему разноцветный пластилин и научите пользоваться им. Ленка очень нравится детям, хорошо развивает их мышление, ловкость пальчиков.

    Побеждаем страхи. В этом возрасте ребенок может бояться предметов, издающих громкие звуки: пылесос, миксер, электромясорубки и т.д. Лучше пользоваться ими в тот момент, когда ребенок спит или находится далеко. Не пытайтесь переломить страхи ребенка и силой заставить потрогать орущие предметы, это может навредить малышу еще больше.

    Некоторые дети панически бояться купаться. Возможно, ребенок неудачно окунулся головой под воду или ему в глаза попало мыло. Используйте для купания малыша детские шампуни и мыло, которые не раздражают глаза.  Также можете поговорить с ребенком, пообещать, что с ним не произойдет ничего страшного. Можно также искупать его не в ванной,  а, к примеру, на кухне в ванночке или на улице, если вы живете за городом. Купите малышу игрушки для купания в ванной, пусть он с ними играет сидя в воде, а вы в свое время не спускайте с малыша глаз.

    Каждый ребенок по-своему реагирует на манеж. Кто-то играет в нем до двухлетнего возраста, а кто-то противится его уже в 9 месяцев. Как только ребенок понимает, что может твердо передвигаться на ногах, он пытается преодолеть барьер манежа, выбраться наружу. Не стоит по первому требованию выпускать ребенка из манежа, попробуйте отвлечь его какой-нибудь игрушкой. Если все же ребенок начинает кричать и плакать, как только вы сажаете его в манеж, и никакие уловки не помогают, скорее всего, манеж пора убирать в дальний ящик.

    Расширяем круг общения. Если к вам в гости пришел незнакомый для вашего ребенка человек, не нужно пытаться вызвать у малыша какие-то эмоции. Ребенок должен изучить незнакомца, понаблюдать за ним, и сам сделать первый шаг к гостю.

    Как можно чаще общайтесь с людьми, гуляйте, знакомьте малыша со сверстниками. Эму сейчас очень важно общение и новые знакомые. Посещайте с малышом детские площадки, песочницы, ходите в гости. Если ребенок не может играть с детьми постарше в силу своего еще маленького возраста, посидите с ним на скамеечке или поставьте коляску с малышом рядом с играющими детьми и вы увидите, как вашему чаду интересно наблюдать за происходящим. И чем чаще ребенок общается со сверстниками, тем проще в дальнейшем ему налаживать контакт с людьми.

    Кроме новых знакомств и познания окружающего мира, ребенок после года, постигает премудрости ходьбы, и естественно, часто падает. Не правильно сразу же бросаться на помощь ребенку, при падении малыш не сильно ушибается, поскольку еще слишком мало весит. Самостоятельно поднимаясь, ребенок развивает мышцы, развивает чувство равновесия, лучше ориентируется в пространстве. Кроме того, малыш должен научиться самостоятельно справляться с трудностями. Родители в свою очередь должны учесть, что падение на пол, землю,  не страшно, гораздо опаснее подпускать ребенка к автодорогам,  лестницам, открытым окнам, опасным предметам. Вы должны всегда присматривать за малышом.

    От года до двух лет малышу безумно нравится играть в песочнице, не отказывайте ему в этом. Найдите хорошую детскую площадку с чистым песком. Ребенок будет часами занят играми с песком, строя куличики и домики. Отправляясь в песочнику, возьмите с собой лопатку, ведерко и различные формочки. Остерегайтесь песочник, рядом с которыми расположены мусорные баки, по которым постоянно бегают бездомные животные.

    Когда собираетесь на прогулку или в гости одевайте ребенка легко и удобно. Материал должен быть качественным и натуральным. Белье ребенку нужно менять ежедневно. Обязательно одевайте на голову ребенка головной убор: летом – панамку, зимой – шапку. Если есть возможность выбраться за город, разрешите малышу побегать босиком, это помогает правильному формированию стопы. Только убедитесь, что на пути ребенка нет опасных предметов, осколков. Зимой, после прогулки, одежду стоит тщательно просушить. Будет замечательно, если малыш будет вам в этом помогать. Так в детства он будет приучен к заботе о вещах.

    Детские вещи всегда стираются отдельно от взрослых! Желательно при стирке использовать детское или хозяйственное мыло, оно лучше вымывается.

    Первые слова. После года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Малыш пока не может складывать слова во фразы, неправильно произносит многие слова, но вы прекрасно понимаете своего ребенка. В этот период ребенок накапливает в своей памяти слова, их становиться все больше и больше и скоро он станет с вами разговаривать целыми словосочетаниями. Ваша задача – чаще общаться с малышом, проговаривать слова, комментировать его и свои действия, объяснять и называть малышу незнакомые предметы. Ведь малыш сейчас как пластилин, что вы в него вложите, то и получится.

    Также учтите, что одни детки больше склонны к разговорам, к общению, другие более сдержаны. Очень многое зависит и от окружения ребенка. Если мать часто ругает малыша, груба с ним, постоянно нервничает, то и малыш будет замыкаться и не торопиться поговорить с мамой.  Если в семье к малышу относятся излишне внимательно, слишком его опекая, и пытаются вытянуть из него слова, малышу может это надоесть и он принципиально не захочет говорить, мечтая о том, чтобы его оставили в покое. Иногда малышу нужно время побыть одному, с самим собой, осмыслить все новое, что он узнал.

    В полуторогодовалом возрасте ребенок станет произносить  первые фразы, по крайней мере, будет пытаться сложить слова во фразы. Если  малыш произносит слова неправильно, ни в коем случае не смейтесь над ним и повторяйте его ошибок, говорите правильно. Если вашему малышу уже 3,4 и 5 лет, а он не может изъясниться настолько внятно, чтобы его понимали сверстники, возможно, вам стоит обратиться к логопеду. Но в любом случае старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще общался со сверстниками. Можно определить его в детский садик, где под надзором опытной воспитательницы, ребенок будет огорожен от насмешек сверстников и ежедневно будет  общаться с детьми.

    Если у вашего ребенка истерика. Периодически, даже самые послушные и спокойные малыши впадают в истерику. Это чаще происходит в возрасте 2,-3 лет. Многие врачи полагают, что таким образом ребенок освобождается от накопившейся «отрицательной энергии». Причиной истерики является недовольство ребенка, его несогласие с вашим решением — не купили игрушку, не дали еще шоколада. При случившейся у ребенка истерике, успокоить его можно несколькими способами. Какой из способов выбрать зависит от характера вашего ребенка.  Например, ребенок, требуя своего, закатил истерику, не реагирует на ваши уговоры. Вы можете повернуться и молча отойти от него, делая вид, что не замечаете его поведения. Ребенок с более мягким характером быстро успокоится и прибежит к вам. Если малыш более упрямый, то он продолжит истерику, прибавив еще голоса и топания ногами. Ни в коем случае не уступайте  такому поведению ребенка, иначе в дальнейшем он будет вить из вас веревки и «истерить» по любому поводу. Лучше подождите немного, пусть ребенок вдоволь накричится. Потом сделайте первый шаг к сближению, предложите малышу что-нибудь интересное, чтобы смогло отвлечь его внимание. И в следующий раз, ребенок, прежде чем закатывать истерику, подумает, а стоит ли так переусердствовать, если результата этим не добиться.

    Вы в свою очередь старайтесь настоять на своем, а то истерики войдут в привычку у ребенка. Вы не должны срываться, кричать и отвечать истерикой на истерику.

    Если ребенок начал истерику посреди улицы, в магазине, в общественном транспорте, вам становится крайне неловко, ведь ребенок тем самым привлекает внимание окружающих и косые взгляды. Но в этом нет ничего трагичного, у окружающих тоже есть дети и им знакомо такое поведение малыша. Постарайтесь уединиться с малышом, и в спокойной обстановке, без посторонних, отвлечь внимание ребенка.

    И вообще, детям не присуще закатывать истерики. Если малыш чуть ли ни ежедневно закатывает вам истерики, вините только себя. Скорее всего, вы потакали всем капризам ребенка, подбегали к нему при первом же крике и соответственно ребенок нашел ваше слабое место и теперь этим пользуется.

    Когда начинать рассказывать сказки? Педагогическая наука советует рассказывать ребенку сказки, начиная с трех лет. Если вы хотите делать это раньше, то выбирайте очень простые и незамысловатые сказки, без страшных персонажей и рассказывайте их с веселой интонацией. Не стоит рассказывать или читать малышу все сказки подряд, будьте внимательны. В сказках всегда должно торжествовать добро, а зло не должно слишком пугать ребенка. У малыша очень развита фантазия и отрицательные персонажы могут его испугать, явиться причиной бессонницы и ужасов во сне. С трехлетнего возраста ребенок и  сам просит рассказать ему на ночь сказку, он с жадностью слушает их, хорошо запоминает. Он и сам может сочинять сказки, герои его сказок – игрушки и окружающие малыша предметы. В этом нет ничего странного! В детском воображении все предметы живые и равные.

    Телевизор. К трем годам у малыша просыпается небывалый интерес к телевизору, он готов смотреть все программы подряд, рекламу, мультики, фильмы. Ни в коем случае не разрешайте малышу проводить много времени у телевизора. Свое время он должен проводить за рисованием, лепкой, в песочнице, общаясь со сверстниками, играя в игры. Телевизор должен присутствовать в жизни малыша дозировано. Разрешайте малышу смотреть телевизор минут 30 в день и пусть это будут добрые мультики или детские передачи.

    Чистим зубки. С двухлетнего возраста ребенка нужно приучить чистить зубы. Для этого уже после года, и вы и все члены вашей семьи должны демонстрировать малышу, как вы чистите зубы. Чистить зубы следует дважды в день, кроме то после каждого приема пищи – полоскать полость рта. Ребенок будет все это видеть и запоминать и ближе к двум годам сможет повторить. Купите малышу мягкую щеточку, пусть она будет красивой, тогда ребенок будет охотнее чистить зубки, и начинайте чистить зубки с одного раза в день – перед сном. Когда ребенок привыкнет к этой процедуре, то можно начинать чистить зубы дважды. Когда малыш чистит зубы, он должен смотреть на свое отражение в зеркале. Позаботьтесь, чтобы ребенок мог дотянуться до зеркала и комфортно себя чувствовал.

    Также сразу приучите ребенка ухаживать за щеткой – ее следует тщательно вымыть и поставить в держатель или стакан. Щетка должна храниться в сухом состоянии щетиной вверх. Щетки не должны касаться друг друга, между ними должно быть расстояние. Советуем не пользоваться футляром для щеток, они хороши только в дальних поездках, а в обычных условиях плохо промытая щетка в футляре — рассадник микробов.

    

    Оставьте свой комментарий

    Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий

    Категории

    Воспитание в других странахОт 1 года до 3 летОт 3 до 6 летОт 6 до 11 летУход за новорожденным

    Популярные статьи