От 1 года до 3 лет

Орф-педагогика

Орф-педагогика

В 30-х годах прошлого столетия мир узнал замечательного немецкого композитора-экспрессиониста и педагога Карла Орфа, который стал известен на весь мир благодаря кантате «Кармина Бурана» и педагогической концепции Орф-Шульверк. Шульверк Карла Орфа основан на обучении детей через игру на музыкальных инструментах, аккомпанировании, пении, создании танцевальных движений.

Смысл орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. При этом Орф не был сторонником ограничения музыкального развития детей только классической музыкой, которая, как считают многие, единственная возможность развить правильный музыкальный слух и творческое начало. Он считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств. Кроме того, когда ребенок слышит все музыкальные стили: джаз, авангард, классика и т.д. – он учиться ее правильно воспринимать.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Как строится урок по орф-педагогике?

Качество и результат урока зависит от педагога, от его умения создать правильную атмосферу в группе. Сначала педагог выбирает тему урока, например, аквариум. Затем он демонстрирует детям нарисованных рыбок и звуковую схему. После этого он предлагает детям импровизацию – придумать свой собственный «аквариум». При этом можно, например, демонстрировать морскую волну, которая должна сопровождаться пением буквы «А»: педагог рисует волну — дети поют, педагог остановился – дети остановились и т.д.

Тематика уроков обширная, при этом можно использовать практически все музыкальные инструменты и не только – в ход можно пустить и ладоши, и ложки, и свист и т.д. Одним словом – необходимо превращать придуманную тему в музыку, или музыку превращать в движения. Можно также делить детскую группу – одни поют или играют, а другие демонстрируют движения.

Продолжительность урока от 20 минут и до часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы малыш и весело провел время, и получил необходимые навыки для дальнейшего развития.

Достоинства орф-педагогики

  • Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
  • В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
  • Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
  • Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
  • Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
  • Развитие слуха, восприятия;
  • Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

С какого возраста можно заниматься с ребенком орф-педагогикой?

Как уже было сказано выше, никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только вы видите, что малыш уже проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание  и реагирует на звуки, вы можете начать занятия. Обычно в специальных группах по орф-педагогике проводятся занятия для детей от 0 до 3 лет. Разумеется, группы разделены между собой по возрасту.

Орф-педагогика в домашних условиях

Конечно, лучше всего отдать ребенка в надежные руки профессионального педагога. Но и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.

Предлагаем вам два примерных урока.

«Звуки стихий»

1. Идем с малышом в ванную, включаем кран и  начинаем слушать звуки воды. Сначала включаем совсем маленький напор и слушаем, как она журчит и льется, затем практически полностью закрываем, даем возможность ей только капать. Придумываем разные способы производить эти звуки. Также можно включить душ и попробовать изобразить звук дождя или водопада.

2. Придумываем разные способы звукоизвлечения из бумаги или газеты – шуршание, хлопанье, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.

«Маша шла»

Маша шла шла шла.

Апельсин нашла.

Апельсин какой?

Апельсин большой!

1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.

Пробуем разные варианты текста:

— меняем имя;

— меняем предмет, например, самолет, чемодан, пирожок и т.д.;

—  соответственно меняем качество предмета — сухой, большой, смешной и т.д.

2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.

3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.

4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.

(«Маша шла» – левая, «шла шла» – правая)

5. Делим ритм между частями тела.

(«Маша шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)



Комментарии закрыты

Категории

Воспитание в других странахОт 1 года до 3 летОт 3 до 6 летОт 6 до 11 летУход за новорожденным

Популярные статьи