Уход и воспитание

Что такое песочная терапия для детей?

Ребенок играет в песке

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки. Но песок — это не просто развлечение и приятное времяпровождение для ребенка, это еще и возможность справиться с психологическими проблемами. А поможет в этом песочная терапия для детей.

Что такое песочная терапия?

Когда дети еще совсем маленькие, они не могут объяснить родителям причины их дискомфорта, плохого настроения, беспокойства, страхов. Поэтому, как правило, все эти состояния выражаются в том, как они ведут себя во время какой-то деятельности. Недаром психологи в детских садах и начальной школе анализируют психологическое здоровье ребенка посредством его рисунков. Чтобы ребенок не делал – рисовал, делал фигурки из пластилина, играл с куклами и т.д., все это прямо отображает его переживания.

Кинетический песокПесочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком – игры с песком, песочное рисование, кинетический песок, юнгианская песочница и т.д. Все эти виды деятельности имеют свои особенности и существенно отличаются по своим целям и результату. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А песочная терапия для детей дошкольного возраста – это глубокая психологическая работа. Она позволяет решить множество психологических проблем у ребенка, с которыми родители не могут справиться самостоятельно.

Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира». Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.

Прим. Юнгианский анализ был разработан Карлом Юнгом. Суть этого анализа заключается в следующем: у каждого человека есть сознательное и бессознательное. Сознательное – это то, как мы видим реальность и совершаем действия. Бессознательное – это то, что вызывает эмоции на фоне того, что храниться в нашем подсознании: страхи, комплексы, детские травмы и т.д. Юнгианский анализ исследует бессознательное и то, как оно отражается на жизни человека, и помогает человеку избавиться от проблем, посредством психоанализа.

Таким образом, была создана песочная терапия для детей дошкольного возраста, т.е. юнгианский анализ ребенка посредством его поведения во время песочной игры. Наблюдения Доры Калф наглядно продемонстрировали, что дети во время игры с песком отражают все свои переживания и мысли.

Как работает песочная терапия?

Чтобы ребенок продемонстрировал свое подсознание, он должен перенести все эмоции изнутри вовне, т.е. выразить все свои переживания или радости, так сказать, в трехмерном игровом пространстве. Во время игры ребенок как бы на некоторое время уходит из окружающей реальности и переходит в свой вымышленный мир, где он фантазирует, выстраивает сюжет. В результате получаются образы и символы, которые очень хорошо отображают, что было в его подсознании.

Но суть метода не столько в том, чтобы понять, что на душе у ребенка, сколько помочь ему справиться с этим. Во время такой психотерапии с песком ребенок выражает себя на бессознательно-символическом уровне, как бы освобождает то, что он не может выразить словами и эмоциями, тем самым освобождая себя самого. Чтобы было более понятно, можно привести пример. Когда взрослый человек долгое время накапливает в себе негативные эмоции и стресс, рано или поздно происходит всплеск – это может быть крик (сорвался на кого-то), слезы, разбитая тарелка и т.д. После такого всплеска человек чувствует себя легче, потому что он высвободил то, что внутри него копилось. Во время песочной терапии происходит тоже самое, НО! на подсознательном уровне. Т.е. ребенок просто играет, а во время игры неосознанно избавляет свою голову от тяжелой ноши – страха, комплекса, неврозов и т.д.

Кстати, во время песочной игры могут также выражаться и положительные эмоции, которые, по каким-то причинам не могут быть выражены в жизни. Здесь также можно привести пример на взрослом человеке – есть много людей, которые на вид угрюмые, невеселые, холодные, не эмоциональные, а внутри обладают широкой душой, добротой, полны любови. Такая своего рода закрытость также говорит о том, что человек по каким-то причинам не желает выражать своих истинных чувств. С детьми происходит тоже самое. Например, если мальчика воспитывает очень строгий и холодный мужчина, который, желая вырастить из сына настоящего мужчину, запрещает ребенку проявлять чувства – плакать, целовать, обнимать, говорить «люблю» и т.д. Ребенок испытывает эти чувства, но постоянно подавляет их, в результате чего, они «задерживаются» в подсознании. Во время игры, эти чувства выходят наружу.

Чем песочная терапия отличается от других видов?

Конечно, подобную терапию можно проводить с другими предметами – пластилином, глиной, красками и т.д. Но у песочной терапии есть свои преимущества – песок является природным материалом, приятным на ощупь. Сыпучий, мягкий, вне зависимости от того, сухой он или мокрый. С ним можно проводить много манипуляций, он дает больше возможностей для раскрытия внутреннего мира ребенка. А главное, здесь не нужно иметь никаких особых навыков – даже если ребенок отстает по развитию, он не будет переживать, что у него ничего не получается.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это самый простой и доступный способ психологической помощи.

В кабинете у песочного терапевта

Юнгианская песочницаДа, такие специалисты действительно есть. В кабинете у песочного терапевта есть специальный лоток с кварцевым песком. Он отличается от обычного – более нежный и мягкий, однородный и очень красивый.

Юнгианская песочница обычно идет стандартного размера – 50х70х8 см. По бокам песочница выкрашена в голубой цвет, как бы имитируя воду и небо. В самой песочнице имеются различные фигурки – людей, животных, растений, мифических персонажей и т.д. В общем, все то, с чем ребенок будет с удовольствием играть, согласно своим предпочтениям.

Врач не работает напрямую с ребенком, он выступает в качестве зрителя – наблюдает за игрой, записывает в протокол значимые моменты, какими игрушками ребенок играет, какие фигуры строит, как обустраивает пространство лотка. Также он фотографирует песочницу на протяжении всей терапии, сравнивая каждый раз, какие изменения происходят в игре.

Один сеанс обычно длиться 50-60 минут.

Терапия может длиться долго, поэтому родители должны быть готовы к тому, что результат может заставить ждать. Также результатом терапии могут быть изменения на эмоциональном фоне, например, замкнутый и молчаливый ребенок вдруг может накричать на родителей. Они начнут переживать, а врач, напротив, обрадуется, так как это будет сигналом исцеления.

КОСМИЧЕСКИЙ ПЛАСТИЧНЫЙ ПЕСОК РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ И ОБЪЕМОВ — ЛУЧШИЙ ПОДАРОК ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА!



Комментарии закрыты

Категории

Без рубрикиБеременностьБолезниКалендарь беременностиКормлениеНовости и событияПланированиеРодыУход и воспитание

Популярные статьи