От 1 года до 3 лет

Возможности применения занятий арт терпией для ребенка

В последние несколько лет воспитанию и развитию детей уделяется намного больше внимания, чем раньше. Эта тема волнует многих родителей, которые стремятся любым способом стимулировать ребенка к самовыражению. И одним из наиболее востребованных и популярных методов психотерапии, с помощью которого можно помочь ребенку научиться выражать свои чувства и эмоции, является арт-терапия.

Что представляет собой такая методика, какие занятия арт-терапией с детьми можно организовать дома и чем они отличаются от обычных обучающих уроков, вы сможете узнать из этой статьи.

Детская психотерапия стремительно развивается, предлагая специалистам и родителям множество новых направлений и приемов, способствующих всестороннему развитию ребенка. И арт-терапия, являясь одним из таких видов, основывается на применении творческих методик для проведения терапевтической, коррекционной или реабилитационной деятельности с детьми.

Более подробно о понятии

Арт терапияПонятие «арт-терапия» применяться на отечественных просторах стало не так давно, ведь сам термин имеет иностранное происхождение и изначально применялся в англоязычных странах. И с помощью этого термина специалисты обозначали целый комплекс практических мер для проведения реабилитационной и терапевтической деятельности, основой которой является использование различных техник изобразительного искусства.

В настоящий момент изобразительное творчество человека (пациента), применяемое в рамках арт-терапевтической практики, позволяет установить связь между психологом и испытуемым через его работу. Созданные на бумаге или с помощью других материалов визуальные образы считаются результатом межличностного взаимодействия человека с окружающими коммуникациями. Кроме того, сам процесс волеизъявления через сотворение изделия (рисунок, лепная фигурка и пр.) является наглядным примером когнитивной деятельности человека.

Посредством изобразительного творчества пациент имеет возможности выражать свои чувства и страхи, пережитые в прошлом, или тревожащие его в настоящий момент. Преимущество и основное отличие техники арт-терапии заключается в том, что пациенту не обязательно описывать словесно свой проект, терапевт сможет «читать» его без дополнительных пояснений. Следовательно, то, что клиент не сможет озвучить, он просто изобразит.

Что касается детской арт-терапии, то данное понятие подразумевает под собой те же техники лечения искусством, только в доступных для пациентов младшей возрастной группы способах. При этом ребенок не должен быть профессиональным художником или скульптором, чтобы воплотить в реальность цели программы. Ему достаточно вручить инструменты, соответствующие направлению его разновидности искусства, и попросить создать что-то новое.

Достоинства практики

В чем же заключаются преимущества лечебной терапии искусством? Четко скоординированное, но спонтанное, изобразительное творчество помогает детям:

  • Пережить и выразить эмоции, которые не были выражены и являлись причиной внутренних конфликтов.
  • Выявить наличие проблем, подвергающих опасности психологическое здоровье детей.
  • Выплеснуть агрессию и накопившиеся негативные эмоции, не затронув при этом окружающих.
  • Стать более коммуникабельными и лояльными к адаптации в социуме.
  • Получить самообразование и обучиться самоконтролю.
  • Побороть свой внутренний страх, тревогу и другие психосоматические проявления.
  • Получить новый опыт и познакомиться с адекватными моделями поведения.

И, пожалуй, самое главное, с чем на отлично справляется техника арт-терапии – она позволяет получать детям удовольствие от самовыражения. Именно поэтому методы и цели программы считаются абсолютно оправданными.

Разновидности направлений

Малыш играет на пианиноАрт-терапия включает в себя целый комплекс направлений, которые время от времени дополняют новые виды терапевтического искусства. Но основными вариантами, которые не зависят от других факторов, являются следующие:

  • Изотерапия – метод терапевтического творчества, при котором используются материалы, позволяющие создавать образы непосредственно на бумаге (рисунки). Стоит отметить, что чаще всего дети для создания рисунка или заполнения разукрашек берутся именно за краски, нежели за цветные ручки и карандаши.
  • Песочная арт-терапия – специальные упражнения, во время которых ребенок работает с песком и другими природными материалами в своеобразной песочнице.
  • Сказкотерапия – направление, которое помогает не только диагностировать и решить детские проблемы психологического характера, но и привить малышу хорошие манеры, познакомить с извечными ценностями и т.п. Когда начинается упражнение, ребенок выбирает готовую сказку и далее решает, как с ней работать – изменить начало или окончание, взять за основу для новой истории и т.д. Сказкотерапия демонстрирует отличные результаты при работе с разными детьми, независимо от того, какой их возраст.
  • Библиотерапия – несколько иной прием, который отличается от предыдущего методом воздействия. Он предлагает ребенку знакомство с разными текстами. Пациент может листать книги, выбирая понравившиеся слова и предложения, формируя впоследствии свой авторский шедевр.
  • Цветотерапия – разновидность арт-терапии, которая делает возможным применение всех оттенков цветовой гаммы для создания детьми различных комбинаций и образов.
  • Тканевая терапия – нечто схожее с предыдущим видом лечения искусством, только в качестве основного материала для работы применяются различные ткани.
  • Игры с пескомМузыкальная терапия – упражнения, основывающиеся на прослушивании различных музыкальных композиций или создании собственных мелодий, ритмов.
  • Кинотерапия – практически то же, что и музыкотерапия, только для лечебного эффекта в ней используются киноленты и различные ролики, множество из которых доступно к просмотру на канале youtube.
  • Танцевальная терапия – способ лояльного решения детских психологических проблем посредством танцевальных движений.
  • Тестопластика – на занятиях детки занимаются лепкой различных фигур и изделий из пластичного сырья (это может быть пластилин, глина, соленое тесто, пр.).

Адаптация детей с помощью методики

КМатериалы для творчествааждый родитель переживает и заботится о том, чтобы развитие ребенка было полноценным и всесторонним. А потому он готов использовать любые методы, которые способствовали бы этому. В частности, методы арт-терапии в работе с детьми, которые могут научить ребенка самореализации и самовыражению.

Практически каждая сфера, которой касается ребенок, пока растет, использует элементы арт-терапии. Сначала это семья, в которой мама и папа знакомят малыша с творчеством и возможностью самореализации с его помощью. Затем детский сад и школа, где также применяются методики и приемы художественно-изобразительной терапии (уроки лепки, склеивания, рисования или разукрашивания раскраски).

Для малышей от 2 до 4-5 лет подходящими направлениями арт-терапии считаются: цвето-, изо-, сказко- и куклотерапия, тестопластика, уроки танцев и музыки, игры с песком. Заметьте, это именно то, чем любят заниматься маленькие детки. И потому лечебное творчество считается успешным и продуктивным, потому что оно приносит радость и удовольствие.

Ребенок рисуетЭлементы арт-терапии часто включает образовательная программа в дошкольных учебных заведениях для того, чтобы позволить детям быстрее и мягче приспособиться к новому окружению. И чаще всего это занятия изобразительного искусства и игры с песком. Как показывает практика, они помогают детям не только влиться в новый коллектив, но и развивать свои способности: мышление и воображение, речь, творческий талант, слух, мелкую моторику, логику и т.п.

Подобные занятия обычно проводятся в группах. Использование техник и методик арт-терапии способствует тому, что ребенок учится взаимодействовать с другими членами сообщества (в том числе воспитателями). Задачей воспитателей, реализующих методы арт-терапии на практике, является то, чтобы адаптационная группа легче перенесла стресс от поступлений в дошкольный учебный орган и испытала лишь положительные эмоции от нового социального окружения.

Для детей, вошедших в школьный возраст, занятия арт-терапией организуются уже на новом, более сложном уровне. В качестве психотерапевтических приемов в работе со школьниками терапевты могут использовать методы театро-, фото-, музыко- и мандалотерапии (который, кстати, неплохо работает и в случае с детьми, вошедшими в подростковый период).

Метод лечебного творчества как способ реабилитации детей с ограниченными возможностями

КраскиНемаловажную роль играет терапия при помощи художественного искусства в социализации детей, имеющих какое-либо нарушение психологического или физического характера. В последнее время арт-терапия используется, как коррекционный метод психологической реабилитации, позволяющей положительно влиять на эмоциональный фон ребенка и помогающей в решении внутренних конфликтов психического характера.

Сегодня многие европейские страны используют арт-терапию, как средство для социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. Ребенок-инвалид имеет несколько иные потребности для адаптации к обществу, нежели обычные дети. И часть из них готова компенсировать арт-терапия, являясь одним из наиболее результативных методов социально-культурной реабилитации.

Для детей с диагнозом «ранний детский аутизм» нет специализированных коррекционно-реабилитационных школ, в которых бы проводили занятия арт-терапией. Но при этом ее методы все же используются в рамках адаптационных программ для успешной социализации детей с нарушениями. В настоящее время пропагандой техник лечебного художественно-изобразительного творчества занимаются центры досуга для детей-инвалидов и тех, кто с рождения вынужден страдать от аутизма и расстройств аутистического спектра.

Чтобы неблагополучный ребенок успешно адаптировался к социуму, ему предлагают пройти курс музыко-, изо-, театротерапии или посетить танцевально-двигательные занятия. Эти и другие уроки, основанные на принципах арт-терапии, позволяют ребенку с ограниченными возможностями выразить свои чувства посредством движений, пения, рисования и при этом постепенно менять свое отношение к окружению, а также изменить характер взаимодействия с миром. И, если арт-терапия для взрослых демонстрирует невероятные результаты, то в отношении детей она буквально творит чудеса.



Комментарии закрыты

Категории

Воспитание в других странахОт 1 года до 3 летОт 3 до 6 летОт 6 до 11 летУход за новорожденным

Популярные статьи